Skip to content
Главная | Жилищные вопросы | Сухомлинский сердце отдаю детям содержание

Эссе Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.

Книга состоит из двух глав: Можно сказать, что это труд по дошкольной педагогике и педагогике начальных классов. Однако автор предупреждает, что это не универсальное пособие по обучению. Содержание книги он формулирует так: Что должно быть главным в сердце учителя, чтобы он мог отдать его детям? Сухомлинского волнуют вопросы воспитания, которые могли родиться только в чутком и великодушном сердце, как у него.

Удивительно, но факт! Ей посвящено 60 рецензий и откликов в советской и зарубежной печати.

Как ввести маленького человека в мир познания окружающей действительности, как помочь ему учиться, облегчить его умственный труд, как пробудить в его душе благородные чувства, воспитать человеческое достоинство и веру в доброе начало в человеке? Благо, педагог даёт ответы на все вопросы. Книга посвящена миру детства.

И Сухомлинский помогает найти ключ к этому сказочному дворцу. Он видит этот путь, прежде всего, через доброе сердце. Уже с первых недель директорской работы он убедился, что путь к сердцу ребёнка навсегда останется для него закрытым, если бы он не имел прямого непосредственного влияния на детей. Самое важное качество педагога-воспитателя — способность чувствовать духовный мир ребят. Сухомлинский был с детьми, переживал их радости и горести. Для воспитателя чувство близости ребёнка является одним из высших наслаждений творческого труда.

Настоящая духовная общность рождается там, где учитель надолго становится другом ребёнка. Подлинная школа — это многогранная духовная жизнь детского коллектива. Кто не знает ребёнка, тот не может быть воспитателем. Выдающийся педагог Януш Корчак напоминает о необходимости возвыситься к духовному миру ребёнка, а не снисходить к нему.

Описание книги "Сердце отдаю детям"

Этот призыв надо понимать как тончайшее понимание и чувствование детского познания мира — познания умом и сердцем. Сухомлинский твёрдо убеждён, что без умения проникнуть в духовный мир ребёнка человек не станет воспитателем. Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребёнком.

Корчака, его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явились для педагога вдохновением. С каждым годом у Сухомлинского крепло убеждение,что одна из определяющих черт педагогической культуры — это чувство привязанности к детям. Без постоянного духовного общения учителя и ребёнка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической.

сухомлинский сердце отдаю детям содержание долго сияла

Сухомлинский говорит, что учитель начальных классов должен быть для ребёнка таким же дорогим и родным человеком, как мать. Почему же часто бывает, что через несколько месяцев, а то и недель угасает огонёк в глазах учеников, и учение превращается в мучение? Прежде всего, потому, что учитель мало знает духовный мир каждого ребёнка до поступления в школу, а жизнь в стенах школы, ограничивающихся учением, подгоняет их под одну мерку, не позволяет раскрыться богатству индивидуального мира.

Педагогическая мудрость воспитания в том и заключается, чтобы ребёнок никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается. У опытных педагогов Сухомлинский находил ценнейшие крупицы творчества, смысл которых сводился к тому, чтобы ребёнок гордился сам собой, своими поступками оберегал свою честь, достоинство. Все последующие годы, признается педагог, были заботой о возвышении человеческого достоинства ребёнка.

Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

сухомлинский сердце отдаю детям содержание быть

И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека. В детстве, считает Сухомлинский, начинается длительный процесс познания — познания умом и сердцем — тех нравственных ценностей, которые лежат в основе коммунистической морали.

Жизнь школы Сухомлинского развивалась из идеи, которая воодушевляла его: Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте, в стремлении делать добро людям.

Удивительно, но факт! Надо, чтобы ученики глубоко понимали великие завоевания советского народа, широкие перспективы развития нашей страны.

В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребёнок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте. Чем ближе педагог знакомился с будущими воспитанниками, тем больше убеждался, что одной из важных задач, которые стоят перед ним, являются возвращение детства тем, кто в семье лишен его. Исключительно важную роль в формировании человеческой личности играют годы детства, дошкольной и младший школьный возраст. Глубоко прав великий писатель и педагог Л.

Толстой, утверждая, что от рождения до пятилетнего возраста ребёнок берёт из окружающего мира во много раз больше для своего разума, чувств, воли, характера, чем от пятилетнего возраста до конца своей жизни.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям

Ту же мысль повторил и советский педагог А. Сухомлинский твёрдо верит в могучую силу воспитания — в то, что верили И. Макаренко и другие выдающиеся педагоги. В воспитании нет разрозненных вещей, действующих на человека изолирование. Без знания ребёнка — его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей — нет воспитания. Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия.

В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. Учение не может быть лёгкой и приятной игрой, доставляющей одни наслаждения и удовольствия. Сухомлинский считал, что они должны были воспитать высокообразованных, трудолюбивых, настойчивых людей, готовых преодолевать не менее значительные трудности, чем преодолели их отцы, деды и прадеды. Его тревожило, что в отдельных семьях не было атмосферы дружбы между родителями и детьми, отцом и матерью, не было взаимного уважения, без которого невозможна счастливая жизнь ребёнка.

Педагог утверждает, что они, воспитатели, часто забывают, что познание мира начинается для маленьких детей с познания человека. Добро и зло открываются перед ребёнком уже в том, каким тоном обращается отец к матери, какие чувства выражают его взгляды, движения. Что происходит в детском сердце , когда из случайно брошенного слова, из спора между матерью и отцом маленький человек узнаёт, что отец и мать не любят друг друга и разошлись бы, но их связывает ребёнок?

Сердечные раны, невзгоды, обиды, печали, тревоги, страдания у отцов и матерей, о которых педагог рассказывает, настолько индивидуальны, что какого-то общего разговора не может быть. Когда перед ним раскрылось сложное переплетение хорошего и плохого в людях, он понял, что нет родителей, которые бы умышленно давали плохой пример своим детям. Сухомлинский часто задумывался, почему дети в семье так любят отца, мать, дедушку, бабушку?

Наверное, всё доброе, вложенное в детское сердце, возвращается к матери и отцу во сто раз более сильной и чистой любовью. Ребёнок — это зеркало нравственной жизни родителей. Педагог задумывался над хорошим и плохим в каждой семье. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий — это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям.

Самое большое зло — это эгоизм, индивидуализм отдельных родителей. Иногда это зло выливается в слепую, инстинктивную любовь к своему ребёнку. Если отец и мать все силы своего сердца отдают детям, если за ними не видят других людей — это гипертрофированная любовь в конце концов оборачивается несчастьем.

Как важно, чтобы первые мысли о добром, сердечном - о любви человека к человеку — пробуждались на личном опыте, чтобы самыми дорогими для ребёнка стали мать и отец. Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Сухомлинский сообщает детям, что их школа будет под голубым небом, на зелёной травке, под ветвистой грушей, на винограднике, на зелёном лугу.

Вот почему надо развивать мышление детей, укреплять умственные силы ребёнка среди природы — это требование естественных закономерностей развития детского организма. Не было установлено, сколько времени должны находиться дети под голубым небом. Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы.

Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями. Такой метод воспитания, предлагаемый Сухомлинским, напоминает идеи французского философа и педагога Ж. Так педагог предлагает принципы естественного воспитания.

Среди природы — особенно отчетливой была для Сухомлинского мысль: Чем ярче в его представлении картины природы, тем глубже осмысливает он закономерности природы. Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально работать они могут только при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться.

Педагог всё больше убеждается, что образное видение мира и стремление передать чувство красоты словом — это душа и сердце детского мышления. Детское мышление — художественное, образное, эмоционально насыщенное мышление. Чтобы ребёнок стал умным, сообразительным, надо в раннем детстве дать ему счастье художественного видения мира. Истина, в которой обобщается предметы и явления окружающего мира, становится личным убеждением детей при условии, что она одухотворяется яркими образами, оказывающими воздействия на чувства. Среди природы ребёнку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать.

Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина. Мысль ученика начальных классов неотделима от чувств и переживаний. Эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира, - это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления. Педагог глубоко убеждён, что без эмоционального подъёма невозможно полноценное умственное развитие ребёнка.

Сама природа детской мысли требует поэтического творчества. Красота и живая мысль так же органически связаны, как солнце и цветы. Поэтическое творчество начинается с видения красоты. Красота — это кровь и плоть человечности, добрых чувств, сердечных отношений. Данные мысли перекликаются с идеями Ж. Французский педагог настойчиво предлагал заботиться о развитии чувств ребёнка вплоть до достижения им двенадцатилетнего возраста. Огромное воспитательное значение Сухомлинский отдаёт методу восприятия через сказку.

Он рассказывает детям сказку, а они сидят, очарованные волшебным миром. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открывать истоки, мысли и слова, и они забьют животворными ключами. Сказка — это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонёк детской мысли и речи.


Читайте также:

  • Апелляционная жалоба дисциплинарное взыскание
  • Если осталась задолженность по алиментам а ребенку 18
  • Как быть если вам продали товар ненадлежащего качества
  • 2016-2018 | Юридическая помощь онлайн.