Skip to content
Главная | Наследовательное право | Опера борис годунов краткое содержание для детей

Борис Годунов

Мысль о создании этого произведения подал композитору известный историк и литератор-пушкинист В. Никольский, предложивший взять за основу оперы одноименную драму гениального поэта, с потрясающей силой раскрывшего события начала XVII столетия, периода так называемого смутного времени, когда за русский престол шла борьба между боярами и Ватиканом, стремившимся путем интриг закрепить власть над Россией через своего ставленника Лжедимитрия — беглого монастырского послушника Григория.

По свидетельству выдающегося русского критика и искусствоведа В. А захватили композитора глубочайшая народность пушкинской драмы, верность ее исторической правде, трагедийный накал страстей и переживаний героев, психологическая убедительность их характеров, мысль о неизбежности падения власти, которая лишена поддержки народных масс. Вместе с тем Мусоргский, сам создавая либретто своей оперы, лишь в немногих местах следовал за текстом драмы Пушкина.

Это объясняется во многом различием требований, которые предъявляются к произведениям для драматической сцены и для оперной. Он отказался от ряда коротких, весьма лаконичных сцен, от многих действующих лиц, изменил порядок изложения эпизодов, поставил в центр действия оперы одного главного героя — царя Бориса и показал его взаимоотношения со своим окружением. В отличие от произведения А.

Пушкина в опере М. Мусоргского отсутствует конфликт царя с боярством выведен лишь образ Василия Шуйского. Композитор сосредоточивает внимание на существовавших противоречиях между царем и народом, показывает, что народ — огромная, самостоятельно действующая сила, имеющая свое отношение к происходящим па Руси трагическим событиям, к борьбе за русский престол.

Таким образом, в оперном прочтении Мусоргским пушкинской драмы основной упор делается, с одной стороны, на раскрытие трагедии человека, добившегося высшей власти ценой убийства, а с другой — на показ неприятия угнетаемыми народными массами этой незаконной власти.

все опера борис годунов краткое содержание для детей означало

Вместе с тем сюжет оперы многоплановый. В нем — и драма царя Бориса и его детей Федора и Ксении и линия зарождения идеи самозванства Григория и осуществления этой идеи; и причины недовольства народных масс, приведшие к бунту под Кромами; и любовная интрига Марины Мнишек и Лжедимитрия; и интриги папского посланника Рангони; и объективное освещение событий через образ Юродивого. Создавая могучий образ народа, замечательную портретную галерею действующих лиц произведения, показывая силу их чувств и переживаний, он пользуется как близким к обычной человеческой речи, удивительно гибким, пластичным речитативом, так и широким, выразительным ариозным пением.

Их мелодическая линия неотрывна от смысла, интонации, акцентов, имеющихся в словесном тексте. Весьма свободно, без присущей ариям закругленности созданы композитором такие значительные сольные эпизоды, как монологи царя Бориса или летописца Пимена. Большим драматизмом и динамикой отличаются хоровые сцены.

Действующие лица оперы «Борис Годунов»

С огромным мастерством Мусоргский пользуется контрастами в приемах письма. Она же является одним из средств характеристики образа или драматургической ситуации. Мусоргский пользуется не только вокально-интонационной выразительностью, но и системой оркестровых, лейтмотивных характеристик, которые обрисовывают различные психологические состояния и стороны натуры действующего лица. При помощи лейттем многогранно раскрываются облик царя Бориса, его обреченность, величие и скорбь, любовь к детям, мучения совести.

Лейттемы воплощают летописность Пимена, фальшь князя Василия Шуйского, облик Самозванца. Мусоргского многие годы ставилась на сценах театра не в оригинальной авторской редакции, а в обработке Н. Римского-Корсакова, имевшей существенные изменения и сокращения. Во многом они зависели и от несовершенства оркестровой партитуры, оставленной автором оперы в рукописных черновиках.

В конце х годов советский музыковед П. В нем были восстановлены те социальные акценты, которые имели сдвиг в редакции Н. Римского-Корсакова в частности, в сторону трагедии царя Бориса в связи с убийством законного наследника Ивана Грозного — царевича Димитрия. А в году на основе этого клавира выдающийся композитор современности Д. Шостакович создал новую инструментовку гениального творения М. Мусоргского и редакцию музыкального и текстового материала, полностью отвечающую духу и музыкально-художественному стилю народной музыкальной драмы.

Основная заслуга редакции Д.

Удивительно, но факт! Шуйский рассказывает о душевных терзаниях государевых. Подробностями убийства заинтересовался молодой инок Григорий Отрепьев.

Приставы заставляют собравшийся народ просить боярина Бориса Годунова принять царский венец. Думный дьяк Щелкалов горестно повествует о том, как долгое время бояре безуспешно уговаривали Бориса вступить на престол — но все напрасно: В толпе раздаются озорные выкрики, шутки — голодному люду нет дела до боярских забот. Нищие слепцы пытаются запугать ужасами смутного времени, конец которому может положить только новый государь, но и это оставляет народ безучастным.

Вторая картина Торжественный колокольный звон плывет над Москвой — Борис согласился венчаться на царство. Народ собрался перед собором, где происходит коронация, и покорно поет величальную. В сопровождении бояр и духовенства на паперти появился Борис. Но торжество не радует государя — он томим недобрым предчувствием и погружен в скорбное раздумье.

С трудом овладев собой, он велит созывать всех на пир. Народ отвечает ликованием и готов поверить в доброго царя.

Из Википедии — свободной энциклопедии

Третья картина Келья Чудова монастыря. Старик-отшельник Пимен пишет правдивую "летопись о государстве Российском, о Борисе, повинном в убийстве законного наследника Димитрия. Послушник Григорий Отрепьев поражен тем, что убитый царевич был его ровесником. Им овладевает дерзкая мысль: Четвёртая картина Корчма па литовской границе. Григория сопровождают два беглых монаха — Варлаам и Мисаил. Внезапно приходят приставы — они разыскивают беглого еретика Гришку Отрепьева.

Пользуясь неграмотностью присутствующих, Григорий вызывается читать царский указ и вместо своих примет называет приметы Варлаама, якобы записанные там. Обман обнаруживается, но Самозванцу удается бежать.

как опера борис годунов краткое содержание для детей разнообразные другие

Борис утешает свою дочь Ксению, горюющую об умершем женихе. И в семье, и в государственных делах царю нет удачи. Страна разорена, народ бедствует. Терзают Бориса и воспоминания о совершенном преступлении. Князь Василий Шуйский, хитрый и коварный царедворец, приносит известие о появлении в Литве Самозванца. Имя царевича Димитрия повергает Бориса в смятение. После ухода Шуйского страдания Бориса становятся еще более жестокими — его преследует призрак убитого младенца. Шестая картина Парк в Сапдомирском замке. Шляхта готова немедленно выступить в поход на Москву.

Иезуиты уже предвкушают завоевание и обращение в свою веру обширного Российского государства.

Удивительно, но факт! Пристав оглашает указ бояр — завтра все должны быть в Кремле и ждать там приказаний. Неожиданно слышится стук в дверь корчмы, а затем входят приставы.

Марина торопит Самозванца вступить в решительную борьбу с Борисом за царский престол. Голод и война изнурили народ. С каждым днем растет его ненависть к Борису. По приказу Бориса имя Григория Отрепьева предано проклятью, но в народе это вызывает лишь насмешки. В окружении мальчишек появился Юродивый. Дети смеются над ним и отнимают копеечку. Из собора выходит царь. Голодный люд простирает к нему руки с отчаянной мольбой: Но Борис сломлен и лишь просит смиренно Юродивого помолиться за него.

Народ в безмолвном ужасе смотрит на убийцу-царя. В это тяжелое для страны время бояре заняты лишь своими распрями и сведением личных счетов.

Модест Мусоргский

В разгар споров появляется Шуйский и спешит рассказать о припадке Бориса, подсмотренном им. В палате появляется царь, он отгоняет от себя призрак убитого ребенка. Бояре со страхом наблюдают за Борисом. Когда намеренно приведенный Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилой Димитрия, Борис криком прерывает рассказ Пимена и падает.

Чувствуя приближение смерти, он посылает за сыном, чтобы проститься с ним и дать ему последние наставления. В тяжких душевных муках Борис умирает. Девятая картина Ярким пламенем разгорается крестьянское восстание. На лесной прогалине близ селения Кромы, под Москвой, ватага крестьян чинит суд над воеводой Бориса. Появляется первая группа иезуитов — соратников Самозванца. Увидев иноземцев, толпа чуть было не растерзала их. Отдельные группы устремляются к нему, другие — застыли в нерешительности. Зловеще гудит набат, полыхает зарево пожаров.

Раздается голос Юродивого — он предрекает новые невзгоды: Плачь, плачь, русский люд, голодный люд!


Читайте также:

  • Положение о порядке передачи детей на усыновление
  • Временные здания и сооружения недвижимое имущество
  • Пересечение сплошной лишение прав на месте
  • Поставщик по системе дропшиппинг
  • Я не буду брать взятки потому что
  • 2016-2018 | Юридическая помощь онлайн.