Skip to content
Главная | Автоюрист | Приватизация и ее роль в предпринимательской деятельности в рф

Сообщение на тему: Приватизация и ее роль в предпринимательской деятельности рф

Последнееобстоятельство, в частности, самым непосредственным образом влияет напротиворечивость и нестабильность законодательной базы, что проявляется вотсутствии единого правового подхода, одномоментном действии противоречащихдруг другу нормативных актов, частой смене тактических установок и моделей,принятии в ряде конкретных случаев актов, дающих той или иной сторонеэксклюзивные права вне рамок законодательства, в возможности отмены ужепринятых решений.

Более того,высочайшая степень политизации приватизационного процесса в России и,следовательно, вынужденный конфликтно-компромиссный характер его развитияобусловливают объективную неизбежность абстрагирования — по крайней мере напервом этапе осуществления приватизационной модели — от задач настоящейприватизации в пользу модели, ориентированной на достижение социальногокомпромисса.

В августе года издан Указ Президента России овнедрении приватизационных чеков — ваучеров, которые реализуют механизмбесплатной передачи имущества, долей в акционерных обществах и акцийпредприятий государственной собственности. Приватизационные чеки покупались ипродавались без ограничений.

Приватизационный чек —государственная, ценная бумага целевого назначения, имеющая номинальнуюстоимость в рублях. Это документ на предъявителя. По истечении срока действияприватизационные чеки считаются погашенными и изымаются из обращения.

Рекомендуемая литература

На приватизационныечеки могут приобретаться объекты приватизации, а также акции специальныхинвестиционных фондов. Приватизационные чеки действуют в качестве средстваплатежа в процессе приватизации однократно. Оценочная рыночная стоимостьпродаваемых в обмен на ваучеры фондов составила в России примерно 1,5 трлн.

И на такуюже сумму были выпущены ваучеры. Каждый ваучер получил номинальную стоимость руб. Поскольку приватизацияв России связана с введением в оборот специфичных ценных бумаг — ваучеров,проведение ее предполагает широкое акционирование предприятий. Естественно, что появлению тех или иных законодательных актов и тем болееконкретных новых форм собственности предшествовал относительно длительныйпроцесс постепенного снятия табу и ограничений коммунистической идеологии.

Вэтот период, если оставить в стороне взгляды тех, кто безоговорочно отрицалнеобходимость кардинальной трансформации государственной собственности, четковыявились три основных подхода к осуществлению приватизации: Создание коллективных народных предприятий Сторонникиэтого подхода В. Это позволяло, по их мнению, наиболее простым и безболезненнымпутем перейти к рыночным отношениям, субъектами которых станут трудовыеколлективы самоуправляющихся предприятий.

Среди преимуществ такого подхода впервую очередь называли его идеологическую приемлемость и привлекательность дляшироких слоев трудящихся, а также возможность быстро повысить эффективностьпроизводства, поскольку работники-собственники непосредственно заинтересованы вулучшении результатов деятельности своего предприятия.

Удивительно, но факт! В случае неисполнения победителем конкурса условий, а также ненадлежащего их исполнения, договор купли-продажи государственного или муниципального имущества расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки.

Но именно этимоменты подверглись и наиболее убедительной критике со стороны противниковколлективной собственности П. Наибольшие сомнения вызывает тезис об экономической эффективности, базирующейсяна заинтересованности работника-собственника в результатах деятельности своегопредприятия. В действительности работник-собственник, прежде всего,заинтересован в максимизации своего текущего дохода. Существует, следовательно,реальная угроза того, что коллективные предприятия будут стремитьсянеоправданно большую долю дохода направлять на оплату труда в ущерб интересамдолгосрочного развития.

Иными словами, они вряд ли смогут принимать эффективныерешения в области инвестиционной политики, идти на необходимый хозяйственныйриск, обеспечивать интенсивное использование трудовых ресурсов и ликвидироватьизбыточную занятость. Кроме того, процесс принятия решений в большихколлективах в принципе сопряжен с огромными трудностями. Чаще всего, несмотряна формальное равноправие, решения принимаются достаточно узкой группой людейлибо же трудовой коллектив легко подвергается давлению извне.

Последние в среднем характеризуютсяхудшими экономическими показателями, играют весьма незначительную роль вобщенациональном производстве и рассматриваются скорее как средство борьбы сбезработицей, своеобразный социальный стабилизатор, чем как способ повышенияэффективности производства. Следуетотметить, что сторонники этого подхода резко различались по своему мировоззрению. Различиямежду этими двумя группами заключалось в вопросе о характере коллективнойсобственности.

Удивительно, но факт! В то же время она не обеспечивает рыночных условий намакроуровне. Правительство РФ вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями по осуществлению функций приватизации федерального имущества.

В принципе существует два варианта передачи предприятий трудовымколлективам — в неделимую и в коллективно-долевую собственность. Умеренные же реформаторы придерживались идеисоздания коллективных предприятий с долевой, персонифицированной собственностьюкак неизбежного и закономерного процесса, поскольку он опирается на инициативутрудовых коллективов и позволяет сравнительно быстро вывести предприятия изпрямого государственного подчинения.

Акционирование и продажа государственных предприятий Не соглашаясьс приведенными выше аргументами сторонников коллективных предприятий, рядэкономистов предлагали пойти общепринятым в мире путем и распродать государственнуюсобственность непосредственно в частные руки. Небольшие предприятия предлагалосьпродавать на основе конкурсов или аукционов, крупные и средние — трансформироватьв акционерные общества и затем по мере формирования вторичного рынка ценныхбумаг постепенно продавать акции институциональным и частным инвесторам.

Необходимость продажи мотивировалась еще итем, что только выкупленная, а не полученная даром собственность будетиспользоваться действительно эффективно. Идеи продажи государственной собственностиразделяли как радикальные рыночники, так и прагматично, а иногда и достаточноконсервативно настроенные экономисты, близкие к правительственным кругам.

Еслипервые исходили из того, что продажа государственной собственности в частныеруки является наиболее прямым путем к полноценному рынку, то вторые гораздобольший акцент делали на возможности получить дополнительные средства в бюджет,которые потом можно использовать не столько на социальные программы и оздоровлениефинансов, сколько на поддержание убыточных предприятий и ВПК. Существеннаразница и в подходе к акционированию государственных предприятий. Глазьев выступали за обязательную продажу всех или значительнойдоли акций частным лицам и независимым от государства институциональным инвесторам.

За полноценное, хотя и постепенное, базирующееся на индивидуальных проектах акционированиевыступали Г. В рекомендациях же правительственных специалистов Т. Последний способ со всей очевидностьюозначал не что иное, как мимикрию господствующих бюрократических структур. Бесплатная раздача собственности всему населению Сторонникибесплатной раздачи государственной собственности всему населению Л.

Приватизация и ее роль в предпринимательской деятельности в рф исследование

Малей считали, что оба рассмотренных выше метода приватизациинепригодны прежде всего потому, что не отвечают критериям социальнойсправедливости. Раз в Советском Союзе декларирована общенародная собственность,то и распределяться она должна между всеми гражданами. При этом нередкоссылаются на авторитет Милтона Фридмана, еще в начале х годов предложившегоосуществить приватизацию государственных корпораций путем раздачи их акцийвсему населению страны.

Большое влияние на советских экономистов оказало такжеактивное обсуждение, а затем и законодательное закрепление принципа бесплатнойраздачи государственной собственности в Чехословакии, Польше и Румынии. На практикебезвозмездное распределение собственности предлагалось осуществить посредствомвыдачи всем членам общества специальных платежных средств, которые затем должныбыть использованы на покупку акций приватизируемых предприятий и другого государственногоимущества. Функции специальных платежных средств должны были выполнятьинвестиционные или приватизационные чеки Л.

Нуйкин , облигации В. Рутгайзер либо сертификаты О. Высказывалось и предложение открыть специальные инвестиционные приватизационные счета. Однако разница здесь, по сути дела, лишь в названии. Сам механизм распределения собственности, предлагаемый в различных схемах, впринципе одинаков. Размер средств, приходящихся на одного человека, определялсяпутем простого деления стоимости подлежащего разделу государственного имуществана общую численность населения или только его взрослую часть.

Дляпредотвращения инфляции и быстрого имущественного расслоения обществабольшинство экономистов, сторонников бесплатной раздачи, склонялись к тому,чтобы полностью запретить перепродажу инвестиционных чеков сделать ихименными и на некоторое время ввести ограничения на распоряжение акциямиприватизированных предприятий. Для того чтобы уменьшить риск и создать людямравные стартовые возможности, некоторые экономисты предлагали в обмен на чекивыдавать гражданам акции не отдельных предприятий, а специально созданныххолдинговых компаний, которые будут держать акции нескольких акционерныхобществ.

Пожалуй, ни один из рассматриваемых теоретическихподходов к приватизации не вызвал такой ожесточенной полемики, как идеявсеобщей бесплатной раздачи собственности. Наиболее резко против нее выступили Е. По мнению критиков, сторонники безвозмездной раздачи сосредоточилисьна популистски понимаемых принципах социальной справедливости и техническихдеталях и меньше всего внимания обратили на условия достижения основной целиприватизации — повышения эффективности производства. Острой критикеподвергались также аргументы авторов этого подхода о равных стартовыхвозможностях, решении проблемы нехватки финансовых средств населения.

При этомв качестве контраргументов выдвигались недооценка колоссальных техническихтрудностей, неравномерное распределение собственности по регионам. Парадоксально, но среди ярых сторонниковсобственности трудовых коллективов оказывались и теоретики коммунистическоготолка, и многие отечественные ультранеолибералы, тогда как среди противников — российскиедемократы и бюрократия.

Объем капитальных вложений вмашиностроение в очередной пятилетке был запланирован почти вдвое большим, чемв предыдущей. Ожидалось, что эффект в виде роста производительности труда,снижения материалоемкости, повышения отдачи основных средств, роста качества продукциинаступит скоро. Однако дело довольно быстро стало развиваться по шаблонной длясоветского и постсоветского периода схеме.

Ответы и объяснения

Проще говоря, ничего путного неполучилось. Уже в году стало ясно, что таким простым путем советскуюэкономику из болота не вытащить. Никакого ускорения научно-техническогопрогресса не возникло, да и не могло возникнуть. Иллюзии относительновозможности быстро и просто исправить состояние советской экономикирассеиваются, а само состояние продолжает ухудшаться. В году руководители КПСС вновь возвращаютсяк проведению обширной экономической реформы, которая по замыслу должна быластать продолжением и углублением неосуществленного реформаторского проекта года.

Принимается ряд решений, постановлений, направленных на качественноеизменение облика народнохозяйственного планирования на макро- и микроуровнях,преобразование институтов хозяйствования, побуждение материальнойзаинтересованности работников, расширение прав предприятий в осуществлениихозяйственной деятельности. Одновременно с Законом было принято постановлениео переводе объединений, предприятий и организаций, отраслей народного хозяйствана полный хозяйственный расчет и самофинансирование, призванное укрепитьэкономическую самостоятельность и повысить заинтересованность и ответственностьпредприятий за повышение конечных результатов деятельности предприятий.

Удивительно, но факт! Индивидуальные и коллективные хозяйственные общества и товарищества, холдинг, кооператив и корпоративные формы предпринимательства. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий , а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ , осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики , и иного федерального имущества.

Намеченная в году экономическая реформадолжна была стать еще одним масштабным шагом на пути приобщения ктоварно-денежным отношениям, капиталистическим формам хозяйствования. Однакошаги все еще были робкими, курс реформ продолжал называться социалистическим. Вобъемных документах об экономической перестройке, составивших тома, так и ненашлось места для приватизации, свободной торговли, рыночного ценообразования,конкуренции.

Самые новые вопросы

Решения о демократизации управления были взначительной степени декларативными, популистскими, неподкрепленными реальнымиорганизационными формами. Вследствие всего этогозапланированная в году реформа фактически не состоялась, но подготовка еедала ощутимый толчок движению к рыночным формам и методам хозяйствования.

Между тем отдельные ростки рыночной экономикистали заметны в советской экономической жизни.

провел Приватизация и ее роль в предпринимательской деятельности в рф это

Вслед за бригадным подрядом встроительстве, представлявшим простейшую форму предпринимательской организациина уровне небольшого коллектива, заявили право на жизнь индивидуальнаяпредпринимательская деятельность и многочисленные производственно-торговыекооперативы. Частный капитал в малых кооперативных формах стал не тольковзаимодействовать с государственными предприятиями, но и срастаться с ними. Поощрение такойаренды было очередным поиском волшебного средства возбуждения советскойэкономики.

На пути к подлинно рыночным реформам стояли ещемногочисленные препятствия, труднопреодолимые барьеры. Дальнейшее проведение экономических реформ сталоневозможным без адекватных преобразований, а по существу — революционныхперемен в политической системе. В то же время становилось все более ясным иочевидным, что попытки механического соединения частнопредпринимательских,рыночных форм с советской социалистической системой хозяйствования не приводятк успеху.

Необходимы более радикальные перемены и в экономических, и вполитических структурах. Дефицит товаров в торговой сетистановился тотальным. Предпринимались лихорадочные попытки поправить финансовуюситуацию периодическими повышениями государственных цен на золото,драгоценности, хрусталь, ковры, коньяк, водку, деликатесы.

Произошло даже сокращение бюджетных расходов на социально-культурныемероприятия. В году экономический рост в стране практически прекратился. Но к этому времени курс реформенных преобразований набрал уже определеннуюсилу. Абалкин, ставший к тому временизаместителем премьер-министра. Концепция реформывключала следующие черты новой хозяйственной системы: Рассматривались три варианта проведения реформы: В концепции предпочтение отдавалосьрадикально-умеренному варианту.

Авторы концепции полагали, что первый этапреформы, в течение которого должна быть стабилизирована экономическая ситуацияи создан хозяйственный механизм переходного периода продлится с по год. На втором этапе, с по год, предполагался запуск в действиенового хозяйственного механизма.

Завершение реформы, реализация намеченныхмероприятий должны были занять период с по год. Как видно из этого краткого описания, проектыэкономических реформ в России с года начинают приобретать выраженныерыночные очертания. Есть ряд оснований считать год рубежным впроведении рыночных реформ в России. Во-первых, потому, что появиласьупомянутая выше первая официальная доктрина рыночных преобразований, котораяпородила серию последующих проектов перехода к рыночной экономике.


Читайте также:

  • Можно ли взять в ипотеку гараж
  • Банкротство юридических лиц взыскание задолженности
  • Чем грозит просрочка платежа по ипотеке
  • Райффайзенбанк страхование по ипотеке
  • 2016-2018 | Юридическая помощь онлайн.